Левиафан" А.Звягинцева (моя рецензия)
В последнее время,чуваки, в СМИ все наперебой обсуждают новый фильм Андрея Звягинцева "Левиафан". Идут терки про то, что это новое социальное кино России,новое протестное кино, где честной камерой запечатлен весь рашенский армагеддон нынешних дней. Я читал эти вирши без энтузиазма и абсолютно равнодушно,поскольку, очень подозрительно отношусь к современному российскому кино и считаю, что кино у нас ныне сплошь один эрзац,НО... Мои знакомые буквально достали меня этим "Левиафаном". Дескать,посмотри обязательно,там крутая "социалка" показана а это,мол, по твоей части. Стало любопытно и я-таки посмотрел сие кинцо. И каковы мои мысли относительно фильма? Ну так слушайте (точнее,читайте),пиплы...
Премьера "Левиафана" состоялась весной в Каннах. Там он получил приз за лучший сценарий. Затем картина завоевала Гран-при на Лондонском кинофестивале и фестивале в Мюнхене. Кроме того, "Левиафан" вошел в шорт-лист премии "Оскар" Американской киноакадемии в номинации "Лучший фильм на иностранном языке". За всю историю "Золотого глобуса" российская лента получает ее лишь во второй раз - в 1969 году награды была удостоена картина "Война и мир" Сергея Бондарчука. Премия "Золотой глобус" вручается ежегодно с 1944 года. Ее присуждает Ассоциация иностранной прессы, в которую входят примерно 90 международных журналистов, работающих в Голливуде. Эта награда считается второй по значимости после "Оскара".
Фильм Андрея Звягинцева "Левиафан" демонстрирует все прежние достоинства неплохого в общем-то кинорежиссера и даже добавляет новую краску к палитре его тем - острую социальную критичность, гражданский накал. Остро сатирически поданы в фильме криминальные администраторы, неправедные судьи, лицемерные попы. До сих пор мы знали стабильно-среднего Звягинцева, сейчас перед нами граждански озабоченный художник. Тем не менее нельзя назвать "Левиафан" полной удачей. Почему?
Во-первых, потому что наша страна до сей поры не может избавиться от "измов" в кино. При древнем Совке, как вы помните, в кино господствовал соцреализм. Говоря проще, показывалось как должно было быть при социализме, но как на самом деле не было. Самым ярким примером соцреализма в кино тех лет я считаю наиполоумнейший фильм "Премия". Весь фильм чуваки на предприятии перетирают на тему брать премию или не брать. Ну просто ха! ха! ха! И все мыслящие люди тихо стебались в ту пору над соцреализмом. Но что изменилось? Ничего окромя вывески. Теперь у нас снимается кино в духе капреализма. Шо цэ таке? А вот что. В нынешних фильмах все герои имеют шикарные квартиры или вообще особняки, иномарки,кучу прайса и работают в престижных компаниях, куда утром приезжают с шиком на крутой БМВ или мерседесе. И все-то у них в жизни по кайфу, и все-то ништяк. Основная драматическая линия в таких фильмах- мужик изменил жене с другой бабой,баба ушла к другому мужику, предал компаньон по работе,выкрали ребенка и требуют большого прайса. В конце фильма плохим героям наваляли люлей и полный хэппи энд. Ну бывают еще фильмы про криминал беспредельный и безумный, где казалось бы все обречено, НО... появляются храбрые,мужественные,добрые и все как один бессребренники менты, и бандюганам сразу амбец не отходя от кассы. А где 90% населения России, которые живут в коммуналках,убитых хрущевках,домах полубарачного типа 40-х годов, получающих 8000р, 10000р, 17000р и ездящих на работу (в непрестижные и некомпании) на общественном транспорте битком набитом притом? Где они? А их в кино современной России нет. Они были,есть и будут за кадром. Они неформат, потому что не вписываются в генеральную линию Кремля под названием "Как хорошо у нас в РАсЕЕ жить" и не вписываются в киношный капреализм. Потому, смотришь и думаешь: это про какую страну они сняли фильмец? Так вот "Левиафан" Звягинцева далеко от капреализма не ушел. Герои муж и жена проживающие в своем добротном доме на побережье, имеющие прайс и иномарку принадлежат к малочисленной прослойке "среднего класса" весьма неплохо живущие притом. Ну да, драма в том, что на них наехал ублюдочный мэр с целью отобрать землю и посадил-таки в тюрягу мужика. Трагично? В общем-то да. Но тех вышеупомянутых мной 90% населения гораздо больше чем т.н. "среднего класса" и наезжают на них подобные мэры,менты,чиновники и т.п. ублюдки гораздо больше и круче. И,разумеется,гораздо жестче. Вот это и есть настоящие российские реалии! Это и есть ад современной Рашки! Ну а "Левиафан" это эдакий мейнстрим с небольшой долей жесткости. Полухардкор, короче говоря. И в этом вся фальшь фильма.
Во-вторых,что означает название фильма? Что такое Левиафан? Это библейский образ - устрашающая божественная мощь, стихии неба и земли, рядом с которыми слаб и жалок человек. Этот образ появляется в ветхозаветной Книге Иова: сатана вызвал Бога на спор, утверждая, что самый праведный человек возропщет на Творца, если тот обрушит на него незаслуженные беды. Экспериментальной жертвой был избран праведный Иов, и когда он воззвал к Господу, пытаясь понять, за что на него обрушились беды, Бог, вступивший с ним в диалог, стал перечислять знаки своего могущества, одним из них и был назван громадный кит Левиафан: разве можно поймать его на уду? можно ли прободать его челюсть? заключить с ним договор? говорить с ним на человеческом языке? Эти слова скромный приходской священник напоминает герою фильма Николаю - нынешнему Иову. Беды человека иррациональны, жизнь человеческая, "экзистенция" не гарантирована никаким моральным законом. Жизнь выше морали, как сказал бы Ницше.
Но в фильме есть еще оди